Мы часто сталкиваемся с тем, что у сирот нет шансов получить именно ту профессию, о которой они мечтают. В некоторых учебных заведениях нет общежитий, в каких-то нет бюджетных мест, а где-то попросту предпочитают не брать "проблемных" детей. Мы хотим подарить детям возможность получить профессию, которую они выбрали сами. Это даст им реальный шанс найти себя в жизни – стать по-настоящему востребованными специалистами с любимой работой.
Даже при желании в условиях конкуренции и низких зарплат в Вольске (небольшом провинциальном городе) подросткам сложно трудоустроиться. 90% наших подопечных испытывают сложности с социализацией, трудоустройством, жильем.
В связи с развитием потребностей общества и появлением современных технологий, работодатели все чаще предъявляют высокие требования к соискателям. Такая позиция объясняется нежеланием руководителей тратить свои ресурсы и время на дополнительное обучение молодых специалистов. Они стремятся заключить договор с опытными, высококвалифицированными, широкопрофильными специалистами, которые имеют минимум один диплом о высшем образовании. Практика показывает, что в 95% случаев при прохождении собеседования наши подопечные получают отказ, несмотря на все их достижения в учебе, знания и способности.
В регионах зачастую существует ограниченное количество высокооплачиваемых и привлекательных вакансий. Одной и самых незащищенных категорий граждан являются дети, которые не могут опереться на поддержку семьи или успешного ближнего круга. В связи с этим молодые люди могут оказаться в группе риска и начать искать поддержку среди асоциальных категорий граждан. Поэтому в г. Вольске благотворительный фонд помощи детям-сиротам и инвалидам «Путевка в жизнь» оборудовал развивающую площадку «Второй дом», где ребята бесплатно будут получать обучение рабочим профессиям (для которых не требуется высшее образование или особые интеллектуальные требования).
Помещение предоставила администрация г. Вольск в безвозмездное пользование, а команда организовала в нём комфортное пространство для обучения. Волонтёры Фонда оборудовали тренинговую студию, где все желающие получают бесплатно IT-профессии (SMM, графический дизайн, разработчик сайтов и так далее), «Студию красоты», в которой могут получить профессию из бьюти-индустрии все желающие инвалиды или подростки с сиротским опытом.
Директор по развитию фонда Евгения Горбачева:
«В детском доме у ребенка-сироты беззаботное существование, его окружают воспитатели, психологи, социальные педагоги и прочие сотрудники, которые обеспечивают его всем необходимым. При выходе из учреждения он испытывает культурный шок, ведь теперь он сам должен искать работу, покупать вещи, готовить еду и принимать решения. Для “домашних” детей не составит труда сходить в магазин и купить продукты, ведь они делали это огромное количество раз с родителями. А у выпускников даже банальное приготовление обеда вызывает трудности, так как они привыкли рассчитывать на государство, общество, детский дом, где не было наглядного примера и опыта «взрослой жизни».
Порой сами взрослые по незнанию пытаются «причинить добро». Например, дорогие подарки от незнакомых людей. Дети начинают привыкать, что им все должны и обязаны. Я помню, мне позвонила выпускница и попросила о помощи, якобы она замерзает в новой квартире, которую недавно получила. Оказалось, что батареи они сдали на металл и ждали, что им поставят новые со словами: «Мы же сироты, они нам должны». Сироте не нужна жалость, ему нужна помощь в адаптации к нашему взрослому миру.
Этим ребятам нужно научиться жить в нашем взрослом мире, где не дарят подарки просто так и не делают ничего за тебя. Учителя в школе ставят им из жалости тройки, хотя знаний у него — ноль. Спонсоры и волонтёры без конца их развлекают. А они даже пельмени не могут сами сварить, не знают, чем холодильник от морозилки отличается. Но зато у них есть машинки на пульте управления и модные сенсорные телефоны. Редкая птица долетит до середины Днепра, редкий воспитанник детского дома дойдет до высшего образования. А многие (скажу по секрету) выходят и вовсе со справкой об окончании 9 класса. Темы ОГЭ или ЕГЭ, которыми живет обычный школьник – это не про наших подопечных. Лицей и гимназии наших ребят брать не любят – могут статистику успеваемости испортить. Поэтому и поступают в основном туда, где невысокий проходной балл — в маляры да швеи. Поэтому профессии, которые ребята получают у нас в фонде, простые, но особенные. Чем же они особенные? Тем, что подростки выбрали их сами. Кто-то хотел стать парикмахером, кто-то автослесарем, а кто-то фотографом. Этот «подарок» будет с ними всегда. Поэтому вместо квадрокоптера, который воспитанник либо сломает, либо продаст, лучше подарите ему шанс на хорошее трудоустройство, а, значит, и возможность успешно встроиться в наш взрослый мир».