В общеобразовательной школе №10 г. Саратова состоялся психологический тренинг «Разрешение конфликтов», который проходил в рамках реализации проекта «Выбор за мной».
 
Предыдущее занятие в школе № 10 г. Саратова по программе проекта «Выбор за мной!» состоялось 9 февраля 2016 года, должны были встретиться через неделю, но эпидемия гриппа внесла свои коррективы, и психолог Инесса Ивановна Музалевская смогла продолжить тренинг по теме «Разрешение конфликтов» только через две недели с лишним.
 
На этот раз ей помогали провести занятие педагог школы № 10 Вера Викторовна Баженова и общественники организаций, ведущих проект «Выбор за мной!» – Наталия Александровна Королькова, руководитель Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья, и Рамиль Шамильевич Рахматуллин, лидер Саратовского отделения межрегиональной общественной организации «Новая традиция».
 
На тренинг пришли волонтёры проекта, старшеклассники школы № 10 Тамара Грязнова, Павел Потаскуев, Сергей Едунов, Георгий Ильин, Валерия Плохотнюк, Ирина Носова, Юлия Захарова, Виктория Полянина, Дмитрий Котенко, Екатерина Смирнова, Дарья Ерина, Альфия Григорьева, Мария Акимова, Валерия Мусякаева и Екатерина Костюнина.
 
Инесса Ивановна начала занятие, а я подумал: жалко, что в наше советское время, когда мы учились в школе, нам не преподавали эту науку: разбираться в людях, оценивать ситуации, не учили, как нужно избегать конфликтов или улаживать их. Навыки взаимодействия с людьми, знание особенностей характеров окружающих да и своего собственного помогли бы избежать многих глупостей, стали бы путеводителем по жизни. Увы, и сегодня нет всеобщих уроков психологии в средней школе, и тем ребятам, которые согласились участвовать в проекте «Выбор за мной!», повезло: они приобретут и теоретические знания, и практические навыки важнейшей из наук – науки управлять собой.
 
Вот и на этом занятии продолжили изучение анатомии конфликта: как он назревает, что его провоцирует, чего нужно делать, чтобы погасить ссору, коль скоро она всё же разгорелась. Если кратко, то основная причина столкновений людей – неосторожно сказанное слово, необдуманное действие. Об этом предупреждал ещё евангелист Матфей, пересказывавший заповеданное Спасителем: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матфей, 12:31-37). Каждый день мы попадаем в ситуации, чреватые конфликтами, они нас поджидают на каждом шагу. Инесса Ивановна предложила ребятам разыграть сценку в автобусе: один человек нечаянно толкнул другого, вспыхнула перепалка. Сценку проиграли несколько раз, меняя участников конфликта и предполагая разные исходы столкновения.
 
А в следующем задании участвовали уже все участники тренинга. Психолог вручила каждому листочки с фразами: «Ты слишком плохо воспитана!», «Посмотри, на кого ты похожа!», «Твой голос действует мне на нервы!», «Что ты вечно на всех кричишь?» и тому подобные фразы, их нужно было адресовать соседу, сидящему слева, тот отвечал на реплику первое, что приходило ему в голову (к примеру, на упрёк «Ты слишком плохо воспитана!» последовало: «Кто бы говорил!»), затем отвечавший обращал уже свою реплику следующему участнику тренинга, и так по цепочке. Инесса Ивановна внимательно слушала, а когда круг вопросов и ответов замкнулся, вопросила: «Были ли слова конфликтогенные, где могла развиться конфликтная ситуация?», и на прозвучавшее «Да, у всех», пояснила: «Нет, не во всех фразах! (действительно, на сожаление: «Ты всё равно ничего не поймёшь!» собеседник согласился: «Я знаю!», и никакого спора, никакого конфликта). Тамара, что ты ответила Георгию, повтори». Тамара Грязнова на реплику Георгия Ильина, заметившего: «С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений», сдерзила: «Ну вот и гуляй!», эту ситуацию прокомментировала психолог: «Несомненно, на эту дерзость собеседник ответил бы раздражённо, и дальше языком зацепились и пошли друг друга обвинять».
 
Затем участники тренинга поставили целый спектакль по ситуации, которая, возможно, в недалёком будущем случится в реальной жизни кого-нибудь из сегодняшних «артистов». Вводная: рассчитаться на первый, второй, третий, затем образовать три круга: первые номера – бабушки и дедушки, вторые – папы и мамы, третьи – дети. Три поколения одной семьи, каждый возраст отдельно, обсуждали ситуацию: семнадцатилетний подросток привёл в семью такую же несовершеннолетнюю подругу и заявил, что она будет с ним жить в его комнате, вроде: «Прошу любить и жаловать». Когда совещание окончилось и группы договорились, как реагировать на такую новость, ведущая тренинга предложила делегировать от каждого поколения по два человека и вызвала их на сцену, предложив пофантазировать, как будут развиваться события в отдельно взятой квартире, где проживают три поколения. Играть стариков выпало Георгию Ильину и Екатерине Костюниной, папу сыграл Сергей Едунов, маму – Вика Полянина, роль сына досталась Рамилю Рахматуллину, а кандидатки в снохи – Тамаре Грязновой. Рамиль, достаточно далеко ушедший по возрасту от подростка, хорошо представил причудливо сочетающиеся в нежном возрасте стремление к самостоятельности, здравые рассуждения и инфантилизм, неприспособленность к жизни. Так, на вопрос отца, как он думает содержать свою семью, где будет брать деньги и как быть с учёбой, ответил: «Пойду работать (здравая мысль!), ну, картон буду собирать и сдавать (незрелость: на это не проживёшь!), а на просьбу деда уточнить, куда они собираются переезжать («мы ненадолго, через полгода съедем»), ничтоже сумняшеся огорошил: «К тебе на дачу». Тамара Грязнова по ходу действа (всё – импровизация: они же не знали, какая роль и в какой ситуации им выпадет) представила, что она студентка, учится на врача (этот вновь открытый факт её парень тут же повернул к своей пользе: «Дед, при твоём больном сердце это плюс!»).
 
Не буду вслед за Цицероном восклицать «O tempora! O mores! (О времена! О нравы!), осуждая целое поколение в упадке нравов, однако сценка представления «снохи» наводит на размышления о переоценке ценностей в начале ХХI века. О чём прежде всего спрашивают старшие поколения юного «жениха»? О материальном: на какие деньги будете жить? где возьмёте свою квартиру? («папа» обронил: «Я помогу с ипотекой), планируете ли сразу же заводить ребёнка («нет, не сейчас, надо прежде всего на ноги встать»). И ни слова о возвышенном, духовном: «Сынок, ты её любишь? А она тебя?» Браки заключаются на небесах, в предложенном же варианте таинство соединения двух сердец предстало как механистическое пополнение семьи: для больного деда привели медсестру!
 
Ну да ладно, мы уклонились от темы, возможно, в будущем Инесса Ивановна проведёт и тренинг о сакральности брака, об ответственности молодых людей за продолжение рода. Тренинг же по анатомии конфликта, на мой взгляд, удался как нельзя лучше. В заключение занятия Инесса Ивановна рассказала притчу в тему, пояснив: «Я её совершенно случайно нашла» (с первых слов притчи я вспомнил: в шестидесятых годах с ней знакомились первоклассники в «Родной речи», в первом учебнике после букваря). Поспорили ветер и солнце, кто из них сильнее. Увидели путника и решили: кто быстрее снимет с него плащ, тот и сильнее. Но как бы сильно и долго ни дул ветер, путник только крепче прижимал полы плаща и шёл дальше своей дорогой. Тогда солнышко обогрело его своими ласковыми лучами, путнику стало жарко, и он сам снял плащ. «Я хочу, чтобы вы в своих конфликтных ситуациях, – подвела черту тренингу Инесса Ивановна, – действовали как солнышко: по-доброму, ласковыми словами, не употребляя конфликтогены и думая, что говорим, кому говорим, как говорим и когда говорим».
 
 
Автор: Владимир ВАРДУГИН
 
 
 
Источник информации - СРОО трезвости и здоровья